МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20 «БЕРЕЗКА»

 

План самообразования

учителя - логопеда высшей кв. категории

 

ДЯДЬЕВОЙ ГАЛИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

 

2020 – 2021 учебный год

 

на тему: «Эффективность применения современных образовательных технологий в деятельности учителя-логопеда»

 

 

 

Цель: Повышение качества организации коррекционно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Задачи:

1.Изучить литературу по теме самообразования.

2. Овладение новыми информационными и нетрадиционными технологиями путём внедрения их в учебно-воспитательный процесс.

3.Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Предполагаемый результат: закрепить навыки правильного произношения звуков, у детей значительно возрастет интерес к логопедическим занятиям, так как на занятиях нет места монотонности, дети чувствуют себя более успешными.

Актуальность выбранной темы.

Современные образовательные технологии в логопедической практике

– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие),

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

- новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

В дошкольном образовании уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном  веке невозможно без использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств  коррекционно-развивающей работы  и помогают достигнуть максимально успешных результатов  в преодолении речевой патологии  у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

 Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Методы и приемы:

Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.

Словесные методы: беседа, рассказ педагога, дидактические игры – упражнения, игры – коммуникации,  речевые игры.

Практические методы: Су-джок терапия, коробочка с прищепками, упражнения с ложкой, ароматерапия, дыхательная гимнастика, рисование песком, обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»). Работа с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки и т.д.)

 Реализация плана по самообразованию 2020-2021уч.г.

Сроки

Содержание   работы

Формы и методы работы

Изменения предметно-развивающей среды

Практический выход

с детьми

с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2020

Изучение методической, предметной литературы по теме. Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами  в сети интернет.

Подбор игр  на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Подбор и изготовление дидактических игр на развитие фонематического слуха.

Обследование речи детей.

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

Индивидуальные занятия.

 

Индивидуальные консультация для родителей.

 

Оформить коробочку с прищепками

Пополнение дидактического материала.

Подготовить картинки, в названиях которых есть определенный звук.

Список литературы (см. Приложение №1).

Результаты обследования речи детей.

План работы на учебный год.

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

Декабрь 2020

Январь -Февраль

2021

 

Подбор игр на развитие диафрагмального дыхания.

Подбор игр для автоматизации звуков.

Подбор игр на развитие связной речи.

Игра

- «Вьюга»;

- «Листопад

 - «Бабочка»

Игра

- «Собери бусы»;

- «Покорми рыбок».

Игра «Посмотри и назови». 

Размещение в уголке для родителей дыхательных гимнастик.

Рекомендации в уголок для родителей: «Использование прищепок при автоматизации звуков».

Консультация

Пополнить речевой уголок предметами для дыхательной гимнастики (листочки, бабочки, снежинка и др.)

Внести в речевой уголок материал для автоматизации звуков. Подготовить природный материал (плоды, ракушки и д.) для работы с мелкой моторикой.

Картотека  игр.

Пополнение картотеки.

Март

Апрель

Май 2021

Артикуляционная гимнастика для речевого аппарата.

Подбор игр на развитие лексико-грамматического строя речи.

Обследование речи детей.

- «Часики»;

- «Качели»;

- «Лошадка»;

- «Иголочка»;

- «Вкусное варенье»;

- «Заборчик».

Игра«Чей хвост?»

Обследование речи детей.

Консультация для родителей по использованию артикуляционных упражнений.

Индивидуальные консультации по состоянию развития речи ребенка.

Изготовление картотеки артикуляционной гимнастики.

Пополнить речевой уголок картинками для самостоятельного составления рассказа.

Пополнить речевой уголок: «Игры с орехами в летний период для развития звукопроизношения».

Пополнение картотеки.

Результаты обследования  по развитию речи детей.

Составление плана индивидуальной работы на летний период по результатам обследования.

Июнь – август 2021

Индивидуальная работа по развитию звукопроизношения у  детей.

 Приложение №1

 

Список используемой литературы

1.    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011

2.    Дьякова Е.А. Логопедические технологии. Логопедический массаж: учеб.пособие для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014

3.    Инновации – в логопедическую практику/Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008

4.    Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] – М.: ПАРАДИГМА, 2012

5.    Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014

6.    Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016

7.    Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015