МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20 «БЕРЕЗКА»
План самообразования
учителя - логопеда высшей кв. категории
ДЯДЬЕВОЙ ГАЛИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ
2020 – 2021 учебный год
на тему: «Эффективность применения современных образовательных технологий в деятельности учителя-логопеда»
Цель: Повышение качества организации коррекционно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на основе эффективного использования современных образовательных технологий.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме самообразования.
2. Овладение новыми информационными и нетрадиционными технологиями путём внедрения их в учебно-воспитательный процесс.
3.Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.
Предполагаемый результат: закрепить навыки правильного произношения звуков, у детей значительно возрастет интерес к логопедическим занятиям, так как на занятиях нет места монотонности, дети чувствуют себя более успешными.
Актуальность выбранной темы.
Современные образовательные технологии в логопедической практике
– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие),
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
- новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
В дошкольном образовании уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном веке невозможно без использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств коррекционно-развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Методы и приемы:
Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.
Словесные методы: беседа, рассказ педагога, дидактические игры – упражнения, игры – коммуникации, речевые игры.
Практические методы: Су-джок терапия, коробочка с прищепками, упражнения с ложкой, ароматерапия, дыхательная гимнастика, рисование песком, обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»). Работа с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки и т.д.)
Реализация плана по самообразованию 2020-2021уч.г.
Сроки |
Содержание работы |
Формы и методы работы |
Изменения предметно-развивающей среды |
Практический выход |
|
с детьми |
с родителями |
||||
Сентябрь Октябрь Ноябрь 2020 |
Изучение методической, предметной литературы по теме. Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами в сети интернет. Подбор игр на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Подбор и изготовление дидактических игр на развитие фонематического слуха. |
Обследование речи детей. Использование накопленного опыта в работе с детьми. Индивидуальные занятия.
|
Индивидуальные консультация для родителей.
|
Оформить коробочку с прищепками Пополнение дидактического материала. Подготовить картинки, в названиях которых есть определенный звук. |
Список литературы (см. Приложение №1). Результаты обследования речи детей. План работы на учебный год. Использование накопленного опыта в работе с детьми. |
Декабрь 2020 Январь -Февраль 2021
|
Подбор игр на развитие диафрагмального дыхания. Подбор игр для автоматизации звуков. Подбор игр на развитие связной речи. |
Игра - «Вьюга»; - «Листопад - «Бабочка» Игра - «Собери бусы»; - «Покорми рыбок». Игра «Посмотри и назови». |
Размещение в уголке для родителей дыхательных гимнастик. Рекомендации в уголок для родителей: «Использование прищепок при автоматизации звуков». Консультация |
Пополнить речевой уголок предметами для дыхательной гимнастики (листочки, бабочки, снежинка и др.) Внести в речевой уголок материал для автоматизации звуков. Подготовить природный материал (плоды, ракушки и д.) для работы с мелкой моторикой. |
Картотека игр. Пополнение картотеки. |
Март Апрель Май 2021 |
Артикуляционная гимнастика для речевого аппарата. Подбор игр на развитие лексико-грамматического строя речи. Обследование речи детей. |
- «Часики»; - «Качели»; - «Лошадка»; - «Иголочка»; - «Вкусное варенье»; - «Заборчик». Игра«Чей хвост?» Обследование речи детей. |
Консультация для родителей по использованию артикуляционных упражнений. Индивидуальные консультации по состоянию развития речи ребенка. |
Изготовление картотеки артикуляционной гимнастики. Пополнить речевой уголок картинками для самостоятельного составления рассказа. Пополнить речевой уголок: «Игры с орехами в летний период для развития звукопроизношения». |
Пополнение картотеки. Результаты обследования по развитию речи детей. Составление плана индивидуальной работы на летний период по результатам обследования. |
Индивидуальная работа по развитию звукопроизношения у детей. |
Приложение №1
Список используемой литературы
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011
2. Дьякова Е.А. Логопедические технологии. Логопедический массаж: учеб.пособие для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
3. Инновации – в логопедическую практику/Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008
4. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] – М.: ПАРАДИГМА, 2012
5. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
6. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016
7. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015