Самообразование 2019 - 2020 год  

Цель: Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с применением нетрадиционных методов.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме самообразования.

2. Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду.

3. Познакомить детей с нетрадиционными методами с целью поддержания эмоционального комфорта, снятия психофизического напряжения. 
Предполагаемый результат: закрепить навыки правильного произношения звуков, у детей значительно возрастет интерес к логопедическим занятиям, так как на занятиях нет места монотонности, дети чувствуют себя более успешными.

Актуальность выбранной темы.

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Методы и приемы:

Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.

Словесные методы: беседы, рассказ педагога, дидактические игры – упражнения, игры – коммуникации,  речевые игры.

Практические методы: Су-джок терапия, коробочка с прищепками, упражнения с ложкой, ароматерапия, дыхательная гимнастика, рисование песком, обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»). Работа с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки и т.д.)

Реализация плана по самообразованию 2019-2020 уч.г.

 

Сроки

Содержание   работы

Формы и методы работы

Изменения предметно-развивающей среды

Практический выход

с детьми

с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2019

Изучение методической, предметной литературы по теме. Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами  в сети интернет.

Подбор игр  на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Подбор и изготовление дидактических игр на развитие фонематического слуха.

Обследование речи детей.

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

Индивидуальные занятия.

 

Индивидуальные консультация для родителей.

 

Оформить коробочку с прищепками

Пополнение дидактического материала.

Подготовить картинки, в названиях которых есть определенный звук.

Список литературы (см. Приложение №1).

Результаты обследования речи детей.

План работы на учебный год.

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

Декабрь 2019

Январь -Февраль

2020

 

Подбор игр на развитие диафрагмального дыхания.

Подбор игр для автоматизации звуков.

Подбор игр на развитие связной речи.

Игра

- «Вьюга»;

- «Листопад

 - «Бабочка»

Игра

- «Собери бусы»;

- «Покорми рыбок».

Игра «Посмотри и назови». 

Размещение в уголке для родителей дыхательных гимнастик.

Рекомендации в уголок для родителей: «Использование прищепок при автоматизации звуков».

Консультация

Пополнить речевой уголок предметами для дыхательной гимнастики (листочки, бабочки, снежинка и др.)

Внести в речевой уголок материал для автоматизации звуков. Подготовить природный материал (плоды, ракушки и д.) для работы с мелкой моторикой.

Картотека  игр.

Пополнение картотеки.

Март

Апрель

Май 2020

Артикуляционная гимнастика для речевого аппарата.

Подбор игр на развитие лексико-грамматического строя речи.

Обследование речи детей.

- «Часики»;

- «Качели»;

- «Лошадка»;

- «Иголочка»;

- «Вкусное варенье»;

- «Заборчик».

 Игра «Чей хвост?»

Обследование речи детей.

Консультация для родителей по использованию артикуляционных упражнений.

Индивидуальные консультации по состоянию развития речи ребенка.

Изготовление картотеки артикуляционной гимнастики.

Пополнить речевой уголок картинками для самостоятельного составления рассказа.

Пополнить речевой уголок: «Игры с орехами в летний период для развития звукопроизношения».

Пополнение картотеки.

Результаты обследования  по развитию речи детей.

Составление плана индивидуальной работы на летний период по результатам обследования.

Июнь – август 2020

Индивидуальная работа по развитию звукопроизношения у  детей.

 Приложение №1

 

Список используемой литературы 

1. Журнал «Логопед». №3 -8, 2006г.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001

5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону: Изд. РГПУ, 1997

6. Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород: Флокс, 1995

 

Яндекс.Метрика